Версия для слабовидящих
         v-kontakte-na-prozrachnom-fone-7.png
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 «Школа № 168  имени Героя Советского Союза Е.А.Никонова» 
городского округа Самара









Его имя носит наша школа

МБОУ Школа № 168 г.о. Самара носит имя Героя Советского Союза Никонова Евгения Александровича


Евгений Александрович Никонов родился 18 декабря 1920 года в селе Васильевка Ставропольского района Куйбышевской области в семье крестьянина. Родителей Евгений не помнил. Они умерли, когда ему было полтора года. Вместе с братом и сестрой воспитывался у тетки.
Однажды он узнал о том, что объявлен комсомольский набор во флот. Евгений сразу же принёс в райвоенкомат заявление: «Имея желание служить в Военно-морском флоте и защищать свободу, завоеванную в революции и гражданской войне нашими отцами и старшими братьями, я прошу направить меня в ряды Военно-морского флота СССР». Просьба его была удовлетворена.
После учебного отряда Никонова направили торпедным электриком на лидер эскадренных миноносцев «Минск». В учебных походах зрело мастерство. Вручая минно-торпедной боевой части переходящее Красное знамя, командир корабля в числе лучших матросов назвал Евгения Никонова.
В августе 1941 г. превосходящие силы противника, не считаясь с потерями, рвались к Таллину. На подступах к городу завязались кровопролитные бои. На корабле стало известно, что для защиты Таллина с суши формируется сводный отряд моряков. Евгений Никонов первым пришел к командиру корабля с просьбой послать его на берег. Командир ответил: «Разрешаю». На другой день Никонов уже был в сводном отряде моряков. У небольшого поселка Кейла на подступах к Таллину балтийцы вступили в бой с противником. Мужественно дрались моряки. Увлекшись боем, никто не заметил, как в тыл отряда просочилась группа немецких автоматчиков. Перевязывая руку раненого бойца, Никонов увидел в придорожных кустах грязно – зеленые мундиры. Это подкрадывался враг. Никонов сообщил о грозившей опасности командиру и по его приказу с несколькими матросами бросился на автоматчиков. Враг был разгромлен. Однако силы были неравными. По приказу командира отряд оставил поселок и отошел к хутору Харку. Немцы непрестанно атаковали. Ценой огромных потерь им удалось захватить хутор и перерезать шоссейную дорогу на Таллин.
Командир решил разведать силы и замысел врага. В состав разведгруппы было выделено три матроса с Никоновым во главе. Выслушав указания и, уточнив сигналы, разведчики вышли из леса и поползли по канаве в направлении хутора.
Моряки готовились к удару по врагу, ждали донесения разведки. Переходя от одной группы моряков к другой, политрук поглядывал на часы: «Прошло три часа. Пора бы вернуться разведчикам». Неожиданно на немецкой позиции раздались винтовочные выстрелы, разрывы гранат, затрещали автоматы, и вскоре снова стало тихо. Политрук и лежавшие с ним наблюдатели вскочили и изготовились к бою. Все подумали, что с боем отходят наши разведчики.

Медленно и томительно тянулось время, близился рассвет. На хуторе, затянутом пеленой тумана, было тихо. Вдруг раздался приглушенный крик. Никто не успел разобрать слов, но крик повторился еще. Бойцы услышали: «Товарищи, отомстите!» Эти слова как призыв всколыхнули моряков. Все схватились за оружие.

 По цепи пронесся приказ командира: «Приготовиться к атаке! За Родину!». Стремительным штыковым ударом моряки смяли врага и заняли хутор. Мужественные, не знающие страха бойцы содрогнулись при виде картины, открывшейся им на окраине хутора.

К стволу дерева, под которым догорал костер, обрывками телефонного кабеля был привязан человек в обгоревшей и окровавленной тельняшке. Его обуглившееся местами тело было изрезано ножами. В траве у костра лежала бескозырка с золотым тиснением на ленте. «Никонов», - вырвалось у бойцов. Обнажив головы, моряки смотрели на безжизненное тело своего боевого товарища. И страшен был их молчаливый гнев. Моряки бережно сняли тело героя. 

Захваченные на хуторе пленные рассказали подробности подвига и гибели Евгения Никонова. Выполнив задание командира и собрав нужные сведения, разведчики возвращались в отряд, но были обнаружены вражеским дозором. Стойко и храбро сражались моряки, двоих поразили вражеские пули. Евгений Никонов остался один. Перебегая от укрытия к укрытию, он метко отстреливался. Осколком вражеской гранаты балтиец был ранен и потерял сознание. Когда Никонова привели в чувство, немецкий офицер приступил к допросу: он хотел получить от разведчика сведения о численности морского отряда, о частях, защищающих Таллин, о том, где проходит линия наших укреплений. Стиснув зубы, Никонов молчал. Офицер повторял вопросы, добавив, что если моряк будет говорить откровенно, то ему сохранят жизнь. Никонов презрительно усмехнулся: «Жизнь? На что мне жизнь без чести, без доброго имени, жизнь изменника Родины». Его начали жестоко избивать, Никонов молчал. Его тело кололи ножами, вырывали волосы, жгли лицо горящими сигаретами, но никакие пытки не сломили железную волю бойца. Ни слова не проронил моряк. Взбешенный упорством Никонова офицер приказал сжечь матроса живьем.

   Никонову шел 21-й год, когда оборвалась его жизнь. Память о нем живет и будет жить в сердцах людей. Евгению Александровичу Никонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. После его героической гибели командующий Краснознаменным Балтийским флотом издал приказ, увековечивающий память мужественного моряка. В приказе говорится: «Для увековечения памяти героя-балтийца: первому торпедному аппарату ЛД присвоить имя Евгения Никонова; на первом торпедном аппарате установить мемориальную доску с описанием подвига товарища Никонова; внести навечно в списки экипажа корабля торпедного электрика Е.А. Никонова»

Имя Никонова стоит в славном ряду бессмертных героев Великой Отечественной войны. Его именем в г. Тольятти названа улица. На площади Свободы установлен обелиск. Седые воды Балтики и спокойной Волги бороздят суда, носящие имя Никонова. Школа в с. Васильевка носит имя своего земляка.


Фильм о Е.А. Никонове

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?